«Жить полноценной жизнью вопреки всему»
Фотограф: Александр Шабовта, Антон Уба
В этом году Диана Слипецкая пойдёт в одиннадцатый класс. Девочка учится на «четыре» и «пять», занимается в художественной школе, изучает иностранные языки, а ещё каждый день она пьёт обезболивающие и из-за частых болей в глазах пропускает уроки в лицее. Своё состояние она описывает так: «Глаза оттуда, изнутри, как будто вырываются». У Дианы с детства проблемы со зрением, лишь с определённого угла она может видеть ограниченные участки пространства. Её главные помощники в повседневной жизни – лупа и очки, а единственное, что хоть как-то помогает заглушить боль – любимое дело – рисование. Но ни Диана, ни мама не опускают руки: «Трудно, но всё преодолимо - жить-то нужно».
Девочка родилась недоношенной в 6,5 месяцев весом 1200 граммов. Когда Екатерине Петровне, маме Дианы, назвали эту цифру, в голове у неё тут же возникла ассоциация с небольшой буханкой хлеба, которая весит немногим больше. Маму и дочь ожидали переезды из больницы в больницу, длительное лечение и возвращение домой со словами врача: «Ваш ребёнок сравняется с обычными детьми только к 14 годам».
Уже дома, наблюдая за дочкой, у мамы возникло неприятное ощущение. Диана постоянно отводила глаза, не реагировала на движения окружающих. Стало понятно - она не видит. Через 3 месяца врачи подтвердили это предположение. «Готовы – не готовы, но это же твоё. Твоё и родное», - говорит Екатерина Петровна.
Но чудо случилось, и даже дважды.
-Когда Диана была маленькой, старшей дочери я купила красный халат, прям ярко-красный. Лежит Диана маленькая на диване, тут старшая рядом проходит, и Диана за ней повела глаза. Значит, она что-то увидела.
Второе прозрение произошло, когда Диана учила алфавит и своим невидящим правым глазом назвала верную букву. Обрадовались все: и врачи, и родственники. Но в 11 лет Диана сильно заболела и глаз, которым она хоть что-то видела, потемнел. Сейчас одним глазом она не видит полностью, а вторым - наполовину с большим минусом.
«Она же слепая»
Все стены в комнате Дианы увешаны её работами, на полках красуются азиатские куклы, а на столе лежит несчитанное количество карандашей, мелков и фломастеров. Сразу видно пространство творческого человека. Диана – преданный фанат восточной культуры. В детстве все её куклы «Барби» превратились в кореянок-девочек и офицеров-мальчиков, поэтому азиатов она изображает уже на автомате, а вот европейцев, признаётся, рисовать немного разучилась.
-В детстве со мной няня сидела. Баба Ната, я её так называю, она мне как бабушка. С ней мы смотрели один корейский сериал «Жемчужина дворца». Когда баба Ната увидела, что мне он очень нравится, она предложила шить куклам платья – корейские наряды. Но я же не могла просто рядом сидеть, я тоже должна была что-то делать, и я рисовала. Целыми пачками бумага уходила. Этот сериал дал мне любовь ко всему восточному, - рассказывает Диана.
Диана часто черпает идеи для рисунков из своих же снов. Она запоминает все цвета, все мелкие детали на костюмах её героев и даже может почувствовать материл, из которого они сделаны. Недавно ей приснилась корейская девушка в темно-синем платье, ближе к чернильному, сшитое из органзы, и тут же этот сон появился в реальности на бумаге.
Диану нередко спрашивают, какими карандашами она рисует. Но дело то вовсе не в них, а в особой авторской технике, которую художница держит в секрете.
За спиной у девочки уже 12 персональных выставок, победы в международных конкурсах, поездки по стране и заграницу. Но обязательно находятся и те, кто не поддерживают творчество Дианы, а порой даже подозревают её в обмане. Пишут в социальных сетях, что какие-то части своих рисунков она переводит через копирку, что она родственница декана факультета искусств и дизайна и что её рисунки – это обычные фотографии. «Да и вообще, как она может так рисовать? Она же слепая». На такие колкие и, казалось бы, обидные фразы, мама с дочкой реагируют спокойно, даже, наоборот, появляется не лишняя мотивация развивать свой навык как художника.
-Люди, которые так пишут - они завидуют. И отчасти этих людей жалко, потому что если бы они умели тоже так делать, они бы такого не писали, - делится Диана.
Разные ценности
Не чувствует поддержки Диана и от своих одноклассников. В классе она единственный ребёнок с ограниченными возможностями. «Есть Диана – значит она есть, нет её – ну и нет», - такая позиция у одноклассников по словам Екатерины Петровны. Диана приглашает ребят на свои выставки и всегда ждёт, но никто не приходит. Никто не звонит, не спрашивает, где она и как у неё дела.
-У нас очки новые, они стоят 30 тысяч. Здесь они не делаются, идут только через Москву. Один раз Диана выходит из кабинета, а навстречу бежит какой-то восьмиклассник и задевает её. Очки слетают, а он убегает. Диана стоит и рыдает, с класса дети выходят. Ну хоть бы кто, хоть бы кто подошёл и помог. Всё. Она стоит и ничего не видит. Кто-то там с чужого класса подошёл, поднял ей очки. С её класса все дети выходили и ушли, - вспоминает мама.
Почему так происходит? Ни мама, ни Диана не знают: то ли тенденция в классе такая, то ли такое особое отношение к самой девочке.
-Класс у нас в целом нормальный. Просто, наверное, нет у меня с ними общих интересов. Может, не все обучены прекрасному. Наверное, просто ценности разные. Всё заключается в том, чтобы поставить лайки в социальных сетях, а чтобы вживую увидеть картины и прийти поддержать - это уже что-то сверхъестественное.
Поддержки от одноклассников Диана не чувствует, но круг её общения на этом не заканчивается. У девочки много друзей с проектов, в которых она участвует. Они – её вторая семья.
-С «Белого парохода, «Горячего сердца»,«Филантропа». Они душой добрее и благодарнее намного. У них большее стремление жить полноценной жизнью вопреки всему, - говорит художница.
По школе Диана передвигается медленно, опираясь на стенку, чтобы никто не толкнул пока она идёт по коридору. Последняя ступенька лестницы покрашена в цвет, который сливается с полом, а по норме должна быть контрастного цвета. Вот и приходится обходить через начальную школу. Зато там спокойно и безопасно.
Ещё одна большая проблема для Дианы и вещь, в которой она нуждается – учебник математики. Даже с лупой она не может разглядеть мелкие степени в примерах, а в результате получаются неправильные решения. Екатерина Петровна уже обращалась в министерство образования, но там всё свели до уровня школы, говорят, мол «звонит тут какая-то сумасшедшая мамаша, разберитесь сами»,- рассказывает мама Дианы. В итоге – тишина. Приходится самим выкручиваться: увеличивать шрифт и печатать учебники.
Помощь – она всем нужна
Обычно художница свои картины не продаёт, но иногда бывает. Первый такой случай произошёл на выставке в Москве. Одну из работ Дианы, на которой изображена маленькая панда на ветке, купил меценат за большую сумму. Всё, что известно об этом человек – имя и отчество – Леонид Витальевич. Летом Диана снова полетит в Москву и надеется, что ей посчастливится встретиться с ним.
Полученные за картину деньги девочка решила подарить ребятам, которые отчасти находятся в такой же ситуации как она – они незрячие.
-У меня такая идея возникла, потому что самой деньги забирать стыдно. Мне же тоже очень много людей помогало. Я знаю, что нам в жизни трудно и нам всем нужна какая-то помощь. Я сказала об это маме, мы посоветовались и решили. Главное, что эти деньги им пригодятся, - с улыбкой рассказала Диана.
Ещё один момент из своей жизни мама и дочь вспоминают со слезами на глазах. Это случилось в канун Нового года. Диана как раз дорисовывала картину, на которой ангелы смотрели в окно и звонили в колокольчики, а Екатерина Петровна, по вечерней традиции, читала газету. Там она прочитала про конкурс рисунков для поздравления военных в Сирии. В последний день успели подать работу и самолёт с подарками отправился к бойцам.
-Буквально в новогоднюю ночь, уже час ночи был. Раздаётся звонок. Мужской голос спрашивает:
-Это Диана?
- Нет.
- А кто это?
- Мама Дианы.
- А я воин из Сирии.
Для меня это, представляете, был шок. Я попросила его назвать имя, на что он ответил: «Не имею права». Он рассказал мне, что эти работы доставили на базу в Сирию и все они там в восторге. Поблагодарил за подарок, за Диану, поздравил с Новым годом. Я чувствовала себя как будто в каком-то сне. Конечно, этот звонок дорогого стоил.
Мечты как таковой у юной художницы нет. Говорит, что просить что-то материальное не хочется. «Просто хочется, чтобы моя мама никогда не болела, потому что она мне заменила всё. Она у меня одна, которая поддерживает. Она для меня мой ангел-хранитель».
Бывает, что Диану приглашают проводить мастер-классы и для ребят с ограниченными возможностями, и для здоровых. Поэтому мечта Дианы стать педагогом неслучайна. Больше всего её радует общение с малышами. А ещё в планах учить детей с ОВЗ рисованию. «Они ведь тоже хотят научиться», - говорит Диана.
От автора
Уже этой осенью Диана станет одиннадцатиклассницей. Не так давно я сама выпустилась из школы и волнительное ощущение, когда тебе 17, а ты думаешь, что же будет дальше? – мне помнится хорошо. Эти раздумья смешиваются с обычными школьными проблемами, какую ленту купить: синюю или красную и как за неделю подготовиться к экзамену. Но суета заканчивается и наступает новый период в жизни – взрослый. У Дианы он тоже будет. Но об этом узнаем позже, через год, а пока будем оставаться рядом, следить за её успехами и, как говорит сама Диана: «стремлением жить полноценной жизнью вопреки всему».