«Игорь, закрой глаза»
Фотограф: Алина Сахневич«Наша сказка необычная – это сказка с закрытыми глазами. Закрывать глаза или не закрывать – это решение, которое вы примите сами. Мы лишь просим от вас необычного внимания», – полушепотом произносит почтальон, держа в руках банку с расплавленным сургучом. И снова советует смотреть спектакль закрытыми глазами, хотя бы первые десять минут.
- Игорь, как думаешь, справишься? – С доброй иронией толкает плечо своего незрячего друга Роман.
- Ну уж постараюсь как-нибудь, – отшучивается Игорь.
На сегодняшнем показе Игорь Гармаш – единственный незрячий. Кроме него, его друга – Романа Глушкова, меня и сотрудников театра в фойе собрались человек 25 школьников и взрослых. Через 5 минут к зрителям выходят почтальоны с конвертами в руках: «Здравствуйте, Вам письмо», «Добрый день, Вам письмо», – доносятся фразы с разных сторон. Почтальоны протягивают конверты каждому посетителю и уводят в зал, хотя залом это назвать сложно: вместо сидений – деревянные ящики, стоящие кругом, на полу вода и гравий, стены обиты тканью, на которой будто чернилами выведены какие-то строчки. Очередь доходит до нас. Роман помогает Игорю дотянуться до письма: «О, даже так!», – удивляется тот.
В этой сказке нет привычных нам кукол, главные персонажи – это звуки, запахи, прикосновения и ощущения. Мы слышим, как по зонтику бьет дождь, чувствуем, как дует прохладный ветер, вдыхаем запах свежескошенного сена. Зрители здесь не просто смотрят на происходящее со стороны, они сами участники действия, которые помогают почтальону – господину Колбабе, на велосипеде исколесившему всю Чехию в поисках адресата письма.
Вот перед зрителями возникает дверь, которая каждый раз перемещается из угла в угол. Господин Колбаба стучит во все двери, ищет Марженку, которой нужно доставить письмо от возлюбленного. Громкий стук. Несколько секунд зритель решает: открывать или нет. Он медленно протягивает руку и толкает ручку двери.
«А не живет ли тут барышня Марженка, которая ждет письмо от шофера по имени Францик?», – заглядывает в импровизированную квартиру господин Колбаба.
«Нет», – то робко, словно ищут подвох, то смело отвечают зрители.
В пространстве, где происходит действие, темно, лишь несколько софитов подсвечивают актерам. В этом спектакле не выдают повязки, но просят закрыть глаза, изредка подглядывая за действием. Режиссер Наталья Пахомова умышленно отказалась от этого, давая зрителю возможность самому сделать выбор. «Незрячий человек и так это воспримет, а человек, который по доброй воле пойдет по пути спектакля, сделает это свободно. Но это выбор режиссера. Я считаю, что побудить человека закрыть глаза можно другим способом», – объясняет Наталья.
Наталья Пахомова – штатный режиссер Московского театра кукол. Спектакль закрытыми глазами, который Наталья поставила в Хабаровске – не единственный такой ее опыт: в 2017 году она стала лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая маска» за постановку сказки «Ежик в тумане». Режиссер продолжила линейку спектаклей для людей слабовидящих и незрячих, которую запустила литовская актриса и режиссер Каролина Жерните.
Фото из личного архива Натальи Пахомовой
Сама Наталья с проблемами незрячих никогда не сталкивалась, поэтому потребность театра в создании такого спектакля изначально стала основным мотиватором для режиссера. Чуть позже выяснилось, что сестра ее друга полностью ослепла к двенадцати годам – случившееся обстоятельство, говорит Наталья, стало главной причиной прикоснуться к новому и сделать инклюзивный проект.
- Театр все-таки должен быть искусством для всех, а не для избранных. Эта попытка понять, не сделать больно человеку особенному, который придет на спектакль. Вот эта та мера ответственности, требующая определенного мужества не только от постановщика, но и от актеров, которым с этим жить и выходить на площадку.
Хабаровский спектакль с закрытыми глазами был поставлен по мотивам произведения чешского писателя Карела Чапека «Почтарская сказка», того самого, с подачи которого появилось слово «робот». Сюжет кажется незамысловатым – про настоящую любовь, про преданность, про долг, про терпение, но благодаря ощущениям, исходящим из разных сторон, воспринимается этот сюжет на другом уровне. Все вокруг будто оживает.
- Птицы – для меня это реальные летающие птицы, - Роман говорит, что даже не задумывается, как всё в этом театре устроено. Звук капель для него – это не рис, который сыплют в воду, а настоящий осенний дождь, куры и гуси – это не куклы, а обычные деревенские домашние птицы. – Я сижу и просто не хочу открывать глаза, интересно и не хочется рушить всю эту созданную вокруг иллюзию.
- Оно должно восприниматься именно так. Это хорошо для людей с живым воображением, – добавляет Игорь.
- Они могут себе все это представить, создать картинку в голове. И не важно: видит он или нет.
Игорь с Романом во время спектакля изредка перешептываются. Когда им на колени ставят стол, за которым играют в карты «почтарики» – ночные домовые почты, они пододвигают его к себе ближе, чтобы актерам было удобнее играть. Наталья рассказывает, что на прошлом спектакле «Ежик в тумане» зрителям предлагали даже выпить чаю. Как правило, люди зрячие потерянно смотрели на кружку, незрячие же наоборот уверенно протягивали руку, чтобы взять чашку.
- Незрячие спокойно берут эту кружку, пьют и не чувствуют дискомфорта. Они в этом звуковом космосе, в запахах, в ощущениях гораздо свободнее, чем мы. Если мы воспринимаем все как подвох, поставили дверь: открыть - не открыть, а что я скажу, то у них этого барьера нет.
Хотя спектакль инклюзивный, в афишах особого внимания этому не уделяют: «Почтарская сказка. Карел Чапек. Продолжительность 1 час 10 минут». Всё, что будет происходить в стенах театра для зрителей – загадка.
- Театр - это место, куда имеет право прийти любой человек. Если это будет сюрприз для зрителя, то хорошо, если ему удастся абстрагироваться ввиду отсутствия картинки как таковой, - то это, к чему мы стремились. Мы стремились зрячего зрителя поставить в дискомфортные условия, создать эту рябь, белый шум. Нет как таковых мизансцен, мы сидим не в зале, мы сидим на неудобных ящиках. Всё мы делали для того, чтобы зритель отключил глаза и попробовал воспринимать по-другому, - рассказывает Наталья.
В «Почтарской сказке» все детали продуманы до мелочей: от реализации костра, в котором слышно как хрустят ветки, до голоса пан-почтмейстера, схожего с озвучкой Дарта Вейдера из «Звездых войн».
Актеры ориентируются на то, что зрители сидят в полной темноте. Любая из кукол, которой управляет актер, обязательно дотрагивается до человека, но это прикосновение всегда бережное и осторожное. Если зритель сам протягивает руку, например, чтобы погладить игрушечную собаку, то актер идет навстречу и ненадолго останавливается рядом с человеком.
- Когда корова проходила, был запах сена. Это было очень круто реализовано. И колокольчик у коровы, и поступь ее медленная, и тыкается корова рогами. Ну явно она упрямая такая. Вот и что ты с ней сделаешь? Вот эта голова с рогами. Как ты ее сдвигать будешь, – комментирует Игорь.
Такой контакт требует от актеров постоянной включенности, потому каждый раз зритель может повести себя по-разному. Наталья говорит, что психологически – это тяжело, и сказку с закрытыми глазами по степени сложности можно сравнить с серьезным трехчасовым драматическим спектаклем.
- У меня работа, у театра своя жизнь, поэтому репетиционного времени было очень мало – 3 недели. То, что ребята собрались, поверили и шагнули в эту неизвестную пропасть – когда в первый раз, это как прыгать в ледяную воду - то, что они прыгнули, то, что они в это включились, то, что они многое привнесли – это очень важно и ценно. Каждый спектакль возникают новые нюансы, и я думаю, что они смогут привнести это самостоятельно, когда я улечу.
Сама Наталья Пахомова родилась в Хабаровском крае – в Советской Гавани, говорит, что может быть поэтому работать в Хабаровске было легко: 3 недели прошли незаметно, будто 4 дня. Удалось даже съездить на родину, где она не была 32 года.
В планах у Натальи совместно с режиссером Юрием Уткиным поставить спектакль по биографии Людвига Ван Бетховена для людей с ограниченными возможностями слуха в Иркутске. Как эта идея будет воплощаться, режиссеры пока не знают.
- Мне кажется, что для незрячих людей – это праздник, что хабаровчане сделали такой спектакль для них. Это будет поводом лишний раз понять, что они нужны, – говорит Наталья Пахомова.
После спектакля Игорь и Роман восторженно заявляют, что все было на уровне. «Спектакль, в котором полностью ломается… Какая там стена бывает? Четвертая? Тут просто ее нет изначально» [Четвёртая стена — воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре], – говорит Игорь.
- А тебе все было понятно? Может тебе Роман что-то объяснял? – спрашиваю я Игоря.
- У меня с воображением в порядке, поэтому я домысливал какие-то вещи. Я именно погружался, переживал эмоции и полную картинку происходящего. В какой-то момент я вообще полностью абстрагировался. У меня даже было где-то ощущение, что и солнце пригревает. Я еще думаю, показалось или нет?
Пока Игорь с Романом отвечают на мои вопросы в зале, где происходил спектакль, к нам прислушиваются актеры. «Нам ведь тоже, интересно, что вы думаете», – обращается к Игорю актер Александр Гаврилов, сыгравший пан-почмейстера.
- Единственное – у меня весь спектакль была такая мысль, интересно через что говорит пан-почтмейстер? У него просто шикарно через трубку резонировал голос, и я не мог отделаться от мысли, что он мне очень сильно Дарта Вейдера напоминает. У меня были мысли, что возможно он говорит через какой-то гофр от раковины. Ну что-то такое явно ребристое, – спрашивает Игорь.
Актер просит принести из костюмерной трубу, дает попробовать поговорить Игорю.
- Да! Да! Эффект прям потрясающий через нее. Так похоже на Дарта Вейдера. Наверное, вот так его голос и достигался, ну а что? – Смеется Игорь, держа в руках трубу.
- Надо в дубляж – приглашайте! Что мы Дарта Вейдера не озвучим что ли? – отвечает Александр.
- А может сразу постановку по «Звездным войнам», причем в таком же стиле, сделаем? Идея! – Продолжает Игорь.
Пока забираем вещи из гардероба продолжаем обсуждать увиденное.
- Вообще это замечательно, на самом деле, что существуют такие театры и спектакли. Я бы Наташу позвал сюда [зрячая девушка Игоря]. Ради нее сходил бы еще раз.
- Можно подумать, ты сам сюда еще раз бы не сходил. Так говорит: «РАДИ нее», а на самом деле, он просто сам хочет, - подшучивает Роман.
- Ну да. Блин, че ты меня спалил? – отвечает Игорь.
- Да я тебя знаю, читаю уже.