Сказка, рожденная огнем
Фотограф: Карина ШагинянОткрыть «волшебный мир глины» детям из города Комсомольска-на-Амуре и познакомить горожан с искусством лепки – такие задачи поставила перед собой Юлия Изотова более двух лет назад. Тогда же она решила, что именно так и назовет свою собственную гончарную мастерскую.
Закончив университет и став педагогом изобразительного искусства, Юлия некоторое время проработала копирайтером. Параллельно занималась творчеством, а когда попала под сокращение, решила, что пора воплотить в жизнь свой бизнес-проект.
– Вложила собственные средства и плюс получила финансирование в «Центре занятости». На тот период конкуренции не было, сейчас есть косвенные [конкуренты] – это допобразование, если говорить о мастер-классах, а в продукции это и интернет-магазины, и любые магазины хозяйственной направленности. Но ручной труд универсален, он всегда будет интересен. Правда, стоит дороже, чем тиражировать продукцию конвейером. Но это совершенно разные вещи, – рассказывает Юлия Изотова.
Фото из личного архива героя
Сейчас кабинеты мастерской Юлии находятся в обоих округах г. Комсомольска-на-Амуре: Центральном и Ленинском. Там Юлия Изотова самостоятельно проводит мастер-классы для комсомольчан. Других преподавателей и помощников пока нет, поэтому помимо работы с клиентами, приходится выполнять функции маркетолога, организатора и SMM-менеджера.
– Этим надо жить, иметь желание творить, а не просто прийти полепить. Это любить надо, этим светиться надо, и тогда будет получаться все замечательно. Есть, конечно, волонтеры, люди заинтересованы, обучаю. Но очень грустно становится, когда обучишь, а человек уходит. Это же очень много нужно вкладывать моральных ресурсов.
Занятия Юлии посещают как дети, так и взрослые. Одни приходят для того, чтобы научиться делать посуду и предметы интерьера, другие – расслабиться и отдохнуть от повседневной суеты. Среди услуг мастерской есть уроки для семей, молодоженов, школьников. Отдельным направлением Юлия выделила работу с детьми с ограниченные возможности здоровья.
Такие мастер-классы требуют особой подготовки и знаний как от самого преподавателя, так и от родителей ребенка. Во время занятий с детьми, мастер, чаще всего, просит родителей понаблюдать за своим ребенком со стороны, не вмешиваясь в процесс.
– Дети настолько привыкают, что мама управляет рукой, мама управляет кисточкой, мама лепит... Поэтому я работаю над тем, чтобы ребёнок творил самостоятельно. Детям нравится, даже если не получается, ребенок рад получившемуся результату. Глина универсальна, ведь керамика – это сказка, рожденная огнем. Ребенок учится творить, принимать решения, преодолевать психологические барьеры. Комплекс «я не могу лепить» есть даже у взрослых. А лепка здорово человека раскрепощает и дает уверенности.
Своих клиентов Юлия учит концентрировать внимание на деталях и выражать эмоции при помощи глины. Работа за гончарным кругом требует терпения и усидчивости, ведь от хода всего процесса, начиная с приготовления рабочего места, зависит конечный результат.
– Самое главное – это преодоление страха, зажимов, комплекса, напряжения. [Необходимо] «быть здесь и сейчас», чтобы откинуть все свои проблемы. Глина вообще очень терапевтична, на ней можно выразить гнев, например, агрессию вы выразили и ушли спокойно – какие-то дела, личные переживания вас не беспокоят. Терапия происходит.
В настоящее время основной продукт бизнеса и источник дохода Юлии – платные занятия. Однако в перспективе предпринимательница хочет развить товарное направление. Мастер сама делает на заказ глиняную посуду и украшения для своих покупателей. Сообщения от клиентов поступают, в основном, из социальных сетей, но в планах – открытие собственного магазина, где можно будет торговать продукцией. При этом, отмечает Юлия, основной проблемой по-прежнему остается нехватка сотрудников.
– Керамисту необходимо всегда развитие. Те же чайники, кружки можно делать очень красивые. У меня заказы из Читы были, из Сибири, из западных городов. Но, чаще всего, даже если у меня есть заказы, то нет времени их воплотить в жизнь, потому что один в поле не воин. Я в поиске команды. Нужны и маркетологи, и мастера, и продвижение сайта. В планах и повышение квалификации.
Несмотря на социальную направленность своего дела, уверяет Юлия, нельзя забывать о том, что это бизнес. Предпринимательство должно приносить средства, на которые, в том числе, можно купить оборудование и оплатить аренду помещений. А потому директору мастерской предстоит большая работа. В первую очередь, нужно сформулировать уникальное торговое предложение для клиентов, затем разработать сайт, логотип и заняться поиском партнеров.
– Прослеживается такое, что многим социальным сотрудникам трудно брать деньги. Но я их получаю, это мой доход, в первую очередь, я на это живу.