Сирота научит любить
Фотограф: Александр ШабовтаЮлия Цун уже 8 лет работает с детьми-сиротами. Она - старший воспитатель детского дома №4 и председатель общественной организации «Проектная группа «Союзники». В 2016 году Юлия вместе с мужем и коллегами из детского дома создали проект наставничества «Стань старшим другом», который объединяет неравнодушных взрослых и подростков из детских домов, нуждающихся в старшем друге. В Хабаровске с наставниками особых проблем нет: есть специалисты, разбирающиеся в вопросах наставничества, есть наставники, которые хотят и делятся жизненным опытом. В детском доме №4, в котором работает Юлия, наставники есть у 22 воспитанников. В отдаленных селах вопрос стоит иначе. Там есть дети, которые почти ничего не знают о жизни вне стен детского дома, но нет главного – тех самых неравнодушных, которые придут, объяснят и научат, а это главная цель наставника - показать, какая она - взрослая жизнь.
Четыре часа в пути из Хабаровска в село Найхин, и мы с Юлей и двумя ее коллегами из детского дома №4 идем прямо по центру широкой не асфальтированной дороги. На улице почти нет людей, только один велосипедист едет нам навстречу.
Ольга Сарголь, завуч по воспитательной работе найхинского детского дома, пока идем, проводит краткую экскурсию по селу. Вдоль дороги расположены местный клуб, администрация, несколько магазинов со схожими названиями «Саша», «Лена», сразу за школой - местный детский дом №37. Это и есть пункт нашей остановки.
Детский дом Найхина можно сравнить с двумя трехэтажными многоквартирными домами. Первый корпус – административный, второй – жилой. В жилом корпусе первый этаж занимает столовая, остальные два – жилые помещения, которые тут принято называть «квартирами». В каждой квартире 3-4 комнаты, дети в них живут по одному или по двое.
Время около полудня, дети еще не вернулись со школы, поэтому детский дом пустует. В третьей квартире тихо разбирает свой портфель десятилетний Артем. Его мама умерла год назад, папа работает кочегаром в Найхине, но часто выпивает, поэтому мальчик вместе с братом и сестрой оказались в детском доме.
Артем каждую мою реплику переспрашивает коротким «М?», но не дожидаясь повторения – отвечает на все вопросы. Пролистывает дневник, достает портфолио, оно есть у каждого воспитанника, хвастается медалью за победу в спортивных соревнованиях, а потом ведет на экскурсию по детскому дому.
- Здесь вещи у нас лежат. Это мой шкаф, а это Ванин, моего соседа. Телевизор у нас есть и еще компьютер – это тоже все Вани. Вот, смотри, скакалки тут у нас, кубики, твистер. Пойдем посмотрим, какие игры в других квартирах есть.
Пока ходим по квартирам, заглядываем в каждый кабинет.
- Тут мы из глины лепим. А тут у нас печка, чтобы поделки запекать, - указывает Артем на закрытое замком помещение. – Тут можно в шахматы и шашки играть. А тут мы шьем, мальчики тоже швейными машинками пользуются.
Все поделки воспитанник знает наизусть: кто и когда что сделал.
Спрашиваю Артема, кем он хочет стать, когда вырастет, и в ответ снова слышу короткое «М?», как будто он обдумывает мой вопрос.
- Может ученым будешь? Ты ведь математику любишь. Или спортсменом?
- Не знаю. Да, кстати, спортсменом буду, у меня же медали есть.
Ольга, завуч детского дома, ходит с нами, но в наш с Артемом разговор не вмешивается, стоит рядом и улыбается – очень спокойной и, как мне кажется, искренней улыбкой. Она гордится Артемом.
- Артем и его брат с сестрой активные очень. Хорошо учатся, а особенно читать любят. Много читают, это им бабушка привила. Хорошо, да. Вот только мамы не хватает, - добавляет Ольга.
Сегодня на обед - суп с вермишелью и картофельная запеканка. Артем бежит в столовую, а я иду в главный корпус: там ждут Юля и ее коллеги.
- Знаете, я даже не думала, что здесь «такой» детский дом, - как бы делюсь первыми впечатлениями.
- Ой, тебе надо было с нами в Богородское [село в Ульчском районе] ехать , ты еще там не видела, - комментирует Юля. - Там и тренажеры, и барабанные установки. Это все хорошо, но проблема в другом – в человеческом ресурсе.
На счету у Юлии множество историй, когда дети, выпустившиеся из детского дома, получают квартиру, но не могут жить самостоятельно. Они не знают, как расходовать деньги, как общаться с соседями, когда выключать утюг.
- Зачастую выпускники, когда начинают жить отдельно, даже банально, выходя из квартиры, не закрывают за собой дверь. У них просто не выработана привычка. Вроде мелочь, но это очень показательно, - рассказывает Юля.
Помочь в этом им могут только взрослые, которые готовы делиться опытом, на пальцах объяснять банальные вещи, рассказывать, как устроены человеческие отношения и что такое семья.
По словам Юли, в детских домах сел Хабаровского края система наставничества работает плохо - все показатели сводятся к нулю. Но проблема есть и ее надо решать.
Это уже третья поездка Юлии и ее коллег в отдаленные места Хабаровского края. В каждом селе они проводят курсы для педагогического состава детских домов по теме наставничества для детей-сирот. Юля мечтает, чтобы наставники появились в каждом детском доме, но пока не все учреждения готовы принять эту идею.
- Инициатором этой программы должен быть сам детский дом, потому что мы уверены: никакая организация извне не знает особенности самих детей. Только сотрудники детского дома могут качественно запустить наставничество, исходя из запроса своих воспитанников, – рассказывает Юля. – А вот развивать сам проект, искать ресурсы, привлекать общественность может и должна общественная организация, которая умеет это делать профессионально. Зачастую, у специалистов детских домов таких знаний и навыков нет. Да и задачи тоже такой перед ними не стоит. Их профессионализм и сильные стороны в другом заключаются.
- Мы решили, что у нас есть уже опыт, чтобы рассказать шаг за шагом технологию наставничества «Стань старшим другом». Мы написали проект «Наставничество. Путь разума». Министерство внутренней политики и информации Хабаровского края нас поддержало, и в рамках этого проекта мы проводим три образовательных интенсива в Ульчском, Ванинском и Нанайском районах. А также мы выпустим методическое пособие, где вся технология будет расписана пошагово.
В Найхинском детском доме система наставничества пока не заработала. Попытки были, но безрезультатные.
- В городских детских домах, я считаю, ресурсов больше, именно людей. Мы и на мастер-классы ездим, и общественность постоянно подталкиваем, но без результатов, - рассказывает Ольга Сарголь, завуч найхинского детского дома. – Никто не хочет идти. Для многих дети-сироты – это будущие наркоманы и уголовники. Да и живут у нас в основном рыбаки и учителя – у них вечно времени не хватает, а с другого села добираться далеко.
Сейчас Ольга вместе с коллегами из детского дома будут пытаться по новой запустить систему наставничества. Они уже разработали проект «Маленьких добрых дел не бывает», в котором воспитанники занимаются добровольческой деятельностью: убирают мусор, ездят в дом престарелых. Ольга верит и надеется, что, в том числе, благодаря проекту о детском доме узнают, и жители других сел обратят на них внимание.
Всего в найхинском детском доме 36 воспитанников, педагоги и администрация. Так и живут, работают, учатся. Есть еще один единственный на все учреждение волонтер, который периодически оказывает необходимую помощь детскому дому, если она понадобится. Он тоже обещал приехать к нам на встречу, но почему-то этого не случилось. Не хватает здесь людей. Человеку нужен человек, а ребенку с детского дома нужен вдвойне.
На сайте найхинского детского дома №37 есть специальная вкладка «Наставничество и волонтерство», в объявлении которой звучит одна простая фраза: «Стань старшим другом для сироты, и он научит тебя любить!».