Мастерская помощи
Фотограф: Карина ШагинянНа небольшом кухонном столе лежат инструменты и электроприборы. У себя в квартире Виктор Машарский ремонтирует технику, которую ему приносят знакомые и просят починить. Перегоревший фен или сломанный миксер легко умещаются в домашней мастерской, но для другого направления – ремонта инвалидных колясок, места не хватает
Отцовский «Запорожец»
Виктору Анатольевичу Машарскому 50 лет, техникой он занимается с детства. Еще в школе ремонтировал кассетные магнитофоны, читал книжки по радиотехнике и самостоятельно мастерил цветомузыку для дискотеки. Вспоминает, как на застекленном балконе в родительском доме всегда были инструменты и верстак. Отец, по профессии энергетик, научил сына пользоваться измерительными приборами. С того времени у мальчика и появился интерес к механизмам, проводам и устройствам.
– Образование тоже получил техническое, тогда был еще политехнический институт у нас. Отучился я по специальности «подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование». Техника строительная, подъемная, краны, лифты, эскалаторы – все это я изучал. Плюс у отца был «Запорожец», а позже «ГАЗ-53». То есть приходилось ремонтировать, знаю, как все устроено, что делать.
После вуза Виктор работал в строительной организации, затем в автосервисе, а позже устроился в локомотивное депо слесарем по ремонту подвижного состава, где чинил и обслуживал электрику. В 2015 году у Виктора Анатольевича начались проблемы со здоровьем, и работу пришлось оставить. Случился спинальный инсульт: в отделе спинного мозга и нижней части туловища прекратилось кровоснабжение, отказали ноги. Врачи установили первую группу инвалидности.
Тогда Виктор и столкнулся с проблемой: электрические инвалидные коляски и коляски с ручным управлением на Дальнем Востоке не ремонтируют. Если возникают поломки, оборудование отправляют к производителю или к продавцу, которые, в большинстве своем, находятся на западе: в Калининграде, в Москве, в Тольятти.
– Я стал инвалидом и, соответственно, пересел в другой транспорт. Мне надо было отремонтировать [инвалидную коляску], мне говорят: «Мы тогда эту коляску забираем, везем в Москву железнодорожным транспортом, ремонт займет три месяца». А я что три месяца буду делать, на чем передвигаться? То есть это уже ставит такие сложности. Взамен тоже никакую коляску никто не предоставит.
Ремонтировать коляску пришлось самостоятельно. Используя свой опыт работы с механизмами, Виктор Анатольевич разобрался с устройством медтехники и начал помогать другим людям. Сейчас он ремонтирует технику в домашних условиях, но признается: для того, чтобы решить проблему, этого мало.
– Если по коляскам в Хабаровске обращаются, то могу съездить, посмотреть у них на дому. Вести ко мне – здесь просто места нет. Квартирка маленькая, бывшая малосемейка, 12 квадратов жилой площади. На ней жить-то не особо вольготно, а заниматься еще каким-то ремонтом невозможно. Поэтому нужно производственное помещение, бокс, мастерская, в которой можно было бы заняться ремонтом.
Ремонт, который необходим
В этом году Виктор Анатольевич решил открыть собственный бизнес. С направлением определился сразу – ремонт инвалидных колясок и оборудования. Вместе с другом запланировали, что помимо ремонта нужно заняться и установкой ручного управления на автомобили. Чтобы, благодаря этому, люди с инвалидностью могли самостоятельно водить машину:
– По переоборудованию на ручное управление тоже специализированной мастерской нет, обращаются в автосервисы. То есть качество изготовления, как это будет сделано, сомнительно. Не отрицаю, у нас есть специалисты, но они специализируются на ремонте автомобилей, а не на самом переоборудовании.
За поддержкой предприниматель обратился в Центр занятости, где получил 144 тысячи на развитие своей идеи. Но воплотить ее в жизнь оказалось непросто. Для работы нужно закупить оборудование, денег не хватает даже на аренду помещения. Основные клиенты, для которых Виктор Андреевич планирует открыть мастерскую – люди с инвалидностью. Для того, чтобы они смогли беспрепятственно попасть к нему в цех, вход должен быть без крыльца, либо оборудован пандусом, а сама организация должна находиться недалеко от центра города. Помимо отдела для ремонта техники, туда должен войти бокс для автомобилей. Чтобы работать в своей мастерской, Виктору Анатольевичу нужно место для отдыха: сидеть долго он не может, отекают ноги. Все это – дополнительные затраты.
– Большие суммы мы не заработаем. Опять же, зарабатывать на ком? На инвалидах, которые сами, в общем-то, не сильно обеспеченные. Но это нужно. Не только Хабаровск у нас ведь, Хабаровский край, Приморье, Еврейская автономная область, Сахалин с Камчаткой. Либо вести в Москву, либо до Хабаровска – разница есть и по срокам, и по стоимости.
Субсидию Центр занятости выдал на полгода: после этого нужно предоставить отчет о потраченных суммах и выполненных работах. Кроме этого, необходимо, чтобы сам бизнес просуществовал не менее двух лет, иначе придется возместить полную сумму.
– У нас заключен контракт с агентством по поддержке малого и среднего бизнеса, куда мы направляем людей. Там проводят консультацию с ними, рассчитывают риски, смотрят конкуренцию по данному направлению, помогают рассчитать окупаемость. Потом уже они приходят в Центр занятости на комиссию. Мы рассматриваем здесь и затем принимаем решение: оказывать поддержку, или же ему необходимо доработать свою бизнес-идею, – рассказывает директор КГКУ «Центр занятости населения города Хабаровска и Хабаровского района» Елена Даниленко.
«Трудности – это уже привычка»
Особенно проблемными на пути к своей цели для Виктора стали бытовые вопросы. Три года назад, до того как в подъезде установили пандус, о бизнесе речи и не шло: тяжело было выйти из дома. Чтобы спуститься или подняться, приходилось подолгу сидеть и ждать, пока поможет кто-то из жильцов.
Полтора года Виктор Анатольевич писал в разные инстанции, для постройки пандуса требовалось согласие жителей дома. Но из-за того, что дом изначально был малосемейным общежитием, многие хозяева квартир не живут в них, а сдают или занимаются перепродажей.
– Проблема даже просто устроить собрание, решить какой-то вопрос. Тем более, чтобы большая часть собственников проголосовала за трату денег какому-то инвалиду.
Позже делом заинтересовалась районная прокуратура и через суд обязала администрацию города установить пандус. Его строительства Виктор Машарский ждал еще полтора года – столько времени заняли проектирование и поиск исполнителя.
– Ну вот оно с февраля строилось и буквально закончилось в июне. По крайней мере, сейчас я могу спуститься и подняться. А раньше сидел в коридоре, в этом предбаннике, и ждал на площадке перед лифтом, пока помогут.
Сейчас Виктор Анатольевич вместе с партнером ищут подходящее помещение и готовятся к запуску своего дела. Риски, признается предприниматель, пугают, но они вполне оправданы. Спрос на услугу есть, хоть и не такой большой, как на ремонт бытовой техники или авто, но стабильный и острый.
– Для инвалидов трудности – это уже привычка. Возможности у меня есть, руки и голова работают, только с ногами проблемы.