Журнал
Гражданские медиа. Первое Дальневосточное социальное СМИ
Первое Дальневосточное социальное СМИ

Кедровая декада

Автор: Екатерина Карпова Фотограф: Антон Уба, Кирилл Черных
24.12.2022

    «Будешь орешки?» - Андрей достает из пакета несколько темных семян и протягивает мне. Пять кедровых шишек - единственная прибыль, которую он получил за работу в лесу, куда отправился пару недель назад. Тогда парень ещё не знал, что простое желание подзаработать обернется опасным приключением.

    Требуются «шишкари»

    Привлекательный заголовок и заманчивое обещание: зарплата от 100-150 тысяч рублей за месяц. Правда, для того, чтобы получить деньги, нужно собрать несколько мешков кедровых шишек. В окрестностях города кедра практически нет, и на сбор дикоросов группы рабочих съезжаются в тайгу, подальше от населенных пунктов. Основная работа приходится на осень, когда снега еще немного.


    Хабаровский студент Андрей Гавриш искал работу с высоким доходом. Для того, чтобы оплатить учебу в вузе, парню потребовались деньги - более 100 тысяч рублей. Наткнувшись на объявление в интернете, он сразу позвонил по указанному номеру. Андрея не смутили ни возможные риски, ни то, что на месяц придется забросить занятия. На следующий день он встретился с работодателем.

    - Обещали от ста тысяч, но сказали, что при желании можно заработать больше, некоторые и 300 получали. Сказали, что выдадут страховку, продовольствие, электростанцию для подзарядки телефонов и спутниковую связь. То есть очень хорошие условия. Нужно только забираться на деревья и «сбивать» шишки, - вспоминает Андрей.

    О предстоящей поездке Андрей распространяться не хотел, рассказал только маме и близким друзьям. Вернувшись в общежитие, сразу начал собирать вещи. В небольшой рюкзак засунул теплую одежду, зарядку для телефона, зажигалку и немного еды. Соседи по комнате ничего не знали о планах товарища, но на такие действия отреагировали спокойно: «Кто его знает, скорее всего собрался домой, в Зею [прим. поселок в Амурской области]. Скоро все равно вернется».

    Через 4 дня студент отправился в дорогу. Как и договаривались с работодателем, Андрей приехал на ж/д вокзал, где встретил своих новых коллег - 5 мужчин лет 25-30. В ходе знакомства выяснилось, что у некоторых из них есть жены, дети и даже постоянная работа. Двое уже занимались сбором шишек до этого, но заработали меньше обещанного: около 70 тысяч рублей. На то, чтобы оставить привычную жизнь и на месяц уехать в тайгу, у каждого здесь была одна причина: нужны деньги. Много и сразу.


    Начало пути

    Первым делом группа отправилась в г. Биробиджан. Работодатель вручил билеты на поезд, а сам поехал на машине. По приезде в ЕАО парни получили несколько матрацев, посуду, три коробки белого хлеба и одну палатку на шестерых.

    - Остальные продукты покупали сами. Сказали набрать на пять дней, потом, говорят, приедут и привезут еще. Мы взяли тушенку, что-то к чаю, сам чай, специи, гречку и рис, - говорит Андрей.


    Следующим пунктом поездки оказался Кукан. Это поселок на западе Хабаровского края с населением чуть меньше тысячи человек. Из-за плохого состояния дорог сюда не ходят автобусы, и добраться до поселка можно только на внедорожнике. Вокруг - густой лес, а ближайший город, куда жители Кукана ездят в больницу или за покупками, Биробиджан, находится в 80 километрах езды. 



    ПРИМЕЧАНИЕ:
    Кукан - бечева, на которую нанизывают пойманную рыбу (у рыболовов). - Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.
    Попасть (попасться) на кукан - Астрах. Оказаться в затруднительном или безвыходном положении. - Словарь русских народных говоров 16, 31


    Проехать этот маршрут группе предстояло на небольшом грузовике. Загрузив вещи, рабочие сели в машину: одни - в кабину, другие - в кузов, где сумки. До этой поездки о Кукане Андрей ничего не слышал, но в пути старался поддерживать разговор, чтобы отогнать волнение:

    - Посещали, конечно, всякие мысли, но все горели деньгами. Когда возникают проблемы, и тебе обещают деньги, появляется эта кнопка «бабло», и ты ее жмешь. Не замечаешь ничего, никаких подвохов.

    Пока грузовик добирался до поселка, наступила ночь. На месте группу встретил лесничий, который отвез парней к самому месту сбора на вездеходе. Спустя пару часов рабочие прибыли на делянку в лесу. Тогда выяснилось, что страховки не будет, и взбираться на 15-метровые кедры придется только с помощью «шипов» - специальных насадок для обуви.

    - Мы объясняем, что нам обещали страховку, а в ответ получаем «Ну, ребят, вам наврали». Как выяснилось, ему сказали, что приедут подготовленные альпинисты. Видимо, наврали так же, как и нам, - делится Андрей Гавриш. - В итоге,  он нам показал, где шишка есть, где ее нет. Показал ключ, откуда брать воду, и уехал. Сказал, что вернется через 3-4 дня.


    Автор фото - Кирилл Черных

    После того, как лесничий уехал, первым делом парни решили поесть: разожгли костер, вскипятили воду из ключа и запарили лапшу. Подкрепившись, сразу принялись ставить палатку. Чтобы разобраться в сложной конструкции, пришлось освещать место телефонными фонариками. Андрей же свой телефон выключил сразу и старался им не пользоваться. Во-первых, здесь, в тайге, от смартфонов не было толку: связь не ловит, интернет - тоже. Во-вторых, студент давно хотел отдохнуть от постоянного шума соц. сетей и пожить как раньше, когда подобной техники еще не было. Через полчаса, после нескольких неудачных попыток, палатка была готова.

    Ночь в тайге прошла спокойно: из зверей к лагерю подходили только белки. От холода спасала печка на дровах, а от страха - разговоры. Услышав громкое «уханье», Паша вздрогнул от неожиданности: «Парни, вы это слышали? Что за звук?». Но когда выяснилось, что это кричит филин, все успокоились и уснули.

    Не упади!

    Первый рабочий день начался в 6 утра. После плотного завтрака рабочие отправились искать кедр на сопку, которую указал лесничий. Через 15 минут Андрей приметил подходящее дерево и принялся за работу: закрепил снаряжение на ногах и полез вверх по стволу, втыкая «шипы» в кору.

    - Особенно страшно было, когда ветер раскачивал деревья и ветки обламывались под ногами. Сначала ты залазишь по голому стволу на «шипах», но потом, когда цепляешься за ветки, страх потихоньку проходит. Там ты уже не соскользнешь с дерева, меньше риска упасть, - уверяет Андрей.

    Поначалу группа поделилась на три команды по два человека. Один во время сбора лезет наверх за шишками, другой стоит внизу и собирает их в мешок. Но чуть позже такая схема перестала работать. Местами, по мере продвижения в лес, кедра было совсем мало, и на дерево лез только один, пока остальные находились на земле.

    Собрав два с половиной мешка, парни поняли, что такими темпами заработать не получится: шишек в лесу немного. Было решено приостановить работу и отправиться в лагерь. По дороге назад «шишкари» обсуждали возможные способы ускорить сбор. Самым действенным, по мнению большинства, оказался вариант соорудить деревянную лестницу и колотушку. Но из инструментов у рабочих были только гвозди, топор и киянка:

    - Нам повезло, что в месте неподалеку от нас раньше работали китайцы. После них остались какие-то бревна, сооружение, похожее на кухню. Вот мы его разобрали и из этого сделали лестницу. Она получилась тяжелая, пришлось тащить впятером, шестой нес колотушку. Но, в итоге, ни то, ни другое не помогло, и мы продолжили лазить сами.


    На деле сбор дикоросов оказался труднее, чем предполагали. Во второй день группа собрала всего два мешка, в третий - половину. Пора было искать другое место для сбора. Парни обошли несколько километров с каждой стороны от лагеря, не нашли ничего, кроме участка с поваленными деревьями, и решили дождаться лесничего. Собранные шишки стали чистить, а кедровые орехи добавлять в еду: все равно продать такое количество можно за копейки:

    - Сомнения появились у всех: а стоит ли за полмешка рисковать жизнью? А бывало даже и за три шишки. Один раз начали все ветки ломаться под ногами, я чуть не упал. Но тогда старался об этом не думать. В тот момент даже не деньги в голове были, а какой-то азарт, мол, раз начал, надо уже до конца залезть. Иначе зачем вообще сюда приехал? 

    Весь четвертый день группа провела в лагере, ожидая знакомый внедорожник. Пару раз рабочим даже мерещился звук мотора, казалось, что едет машина, но тут же выяснялось, что это гул самолета или шорох деревьев. В перерывах между очисткой дикоросов и готовкой парни играли в карты. Паша начал вести дневник, в который записывал все, что происходит. Андрей же ради интереса, как учили в школе, пытался определить, где находится север: обратил внимание на мох, покрывающий деревья. А когда начало темнеть, запомнил, в какой стороне садится солнце. С приходом ночи студенту стало ясно, что никто не приедет: ни сегодня, ни завтра.


    На шестой день парни позавтракали гречневой кашей с хлебом (консервы уже заканчивались), а после пошли изучать местность. Предполагая, что где-то неподалеку должно находиться лесничество, Андрей, Паша и Валера пошли по дорожной колее. Пройдя ключ, где обычно набирали воду, «шишкари» увидели развилку и вспомнили путь: по одной из этих дорог они приехали из Кукана. Было решено идти пешком до поселка.
    Вернувшись в лагерь, Андрей предложил отправляться в путь с утра. После долгих споров, парни остановились на том, что нужно пробыть в лагере еще день, ведь перед поездкой им обещали баню в конце каждой недели.

    Седьмой день «шишкари» посвятили подготовке к дороге: начали собирать вещи и составлять маршрут. Тогда выяснилось, что печатной карты нет ни у кого, а единственный телефон, который еще не разрядился - Андрея. Карты в смартфоне сохранялись автоматически и работали без интернета. Андрей изучил местность: идти нужно вдоль реки, около 70-ти километров. Собрав в рюкзаки немного хлеба, сладостей и воды, парни легли спать.

    Тропа вдоль реки

    Следующее утро для группы началось рано, в 5 часов. Чтобы взбодриться, выпили несколько чашек крепкого чая. В этот момент из-за плохого самочувствия Паша отказался идти вместе со всеми, решил остаться в лагере и подождать помощи там. Идти самостоятельно он не мог. Тогда в сторону поселка парни двинулись впятером и сразу договорились: если кто-то впредь отказывается идти, остальные продолжают путь, а за отстающими уже прибудут спасатели.


    По следам внедорожника группа прошла несколько километров, пока не добралась до реки. Там парни устроили небольшой привал, чтобы набрать воды. В перерыве Андрей понял, что от маршрута придется отклоняться.

    - Тут появилась проблема: на карте не было горных речек, которые примыкают к реке Кукану. Забыли про географию все разом, ну и тем самым, когда мы встречали впадающую речку, нам приходилось переходить её через бревна. Порой пересекали и оказывались на острове, тогда переходили вброд. Находили самое мелководное место и шли, - вспоминает Андрей.

    Переходить небольшие реки пришлось несколько раз. Из-за ледяной воды и долгой ходьбы у Андрея начали болеть и кровоточить ноги. Но, чтобы не терять время, парни решили продолжать путь. Они шли несколько часов без остановки, пока не стало темнеть. Нужно было выбрать сухое и ровное место для ночлега. Вокруг - вязкая грязь, а единственная подходящая полянка виднеется на другой стороне р. Кукан. Как обычно, закатав штаны, рабочие стали переходить ее вброд. На этот раз погрузились в воду по пояс и держались вместе, чтобы противостоять течению. Дойдя до поляны, они сбросили рюкзаки на землю и разожгли костер, чтобы согреться и высушить вещи. Спали, где придется: кто на земле, кто на вещах. Андрей прилег на кучу веток, но в эту ночь так и не смог уснуть: ветер дул в его сторону, и дым от костра забивал нос. Несколько раз парень просыпался от удушья, отходил в сторону, чтобы перевести дыхание, а потом шел за дровами:

    - Мы тогда понимали, что ничего не заработаем. Но тут уже не деньги и шишки важны были, а реально надо было выжить. У каждого семья дома, свои обязанности. Так что просто понимаешь: ты должен выжить.


    Автор фото - Кирилл Черных

    Дождавшись, пока все проснутся, Андрей достал из рюкзака плитку шоколада и разделил поровну: это все, что осталось из еды. До Кукана предстояло идти еще около 20-ти километров, и у многих подкашивались ноги. Но оставаться в лесу группа не собиралась: в тайге было слишком сыро и холодно, а в одиночку - страшно:

    - Кто-то начал ныть: «Идите без меня, я больше не могу». Это докучало, конечно, но так было у всех. Поэтому поддерживали, старались подшучивать: «Мы идем дальше, вы оставайтесь». Но серьезно так делать не собирались.


    К вечеру группа вышла на прямую дорогу, ведущую к поселку. Еще через пару часов парни добрались до Кукана. Жители поселка хорошо знали друг друга, а потому грязных и уставших «шишкарей» заметили сразу. Сперва стали расспрашивать: «Кто такие и откуда пришли?», а потом показали продуктовый магазин. Понимая, что идти парням некуда, один из местных предложил им переночевать у себя в бане. Не долго думая, все пятеро согласились.

    Возвращение 

    Наутро, поблагодарив хозяина дома, группа отправилась в местный лесхоз - крупнейшее предприятие в поселке, чтобы разобраться в случившемся:

    - Там послушали нашу историю, оказалось, что мы не первая группа такая. Приезжали и раньше шишкари, только они назад сами добирались, на попутках. В итоге, глава лесхоза помог нам, троих докинул до Хабаровска, ему как раз в город надо было. Мы с Русланом остались.

    Прежде чем вернуться в Хабаровск, нужно было забрать Пашу, который остался в тайге. Поначалу парни просили помощи у жителей: «Не хотели выносить все на более высокий уровень, разбираться». Но когда оказалось, что никто подвезти не сможет, все-таки позвонили в МЧС.


    Источник - Пресс-служба МЧС по Хабаровскому краю

    Из поселка Андрей и Руслан возвращались на вертолете, вместе со спасателями. Пролетая над лесом, парни заметили участок с поваленными деревьями и вспомнили, что такой же был возле их лагеря. Когда вертолет опустился ниже, стало видно знакомую палатку: Паша находился здесь. 

    Когда началась эвакуация, помимо Паши в лагере оказались еще пятеро мужчин, которых привезли на то же место несколько дней назад. Всех восьмерых спасатели доставили в Хабаровск. Вместе с вещами и оставшейся провизией парни забрали все шишки с собой. Андрей привез домой несколько штук, в качестве сувениров на память.

    - Я пожалел о том,что поехал, да. - делает вывод Андрей. - Но пожалел в том плане, что денег не заработаю. Да, у меня есть теперь история за плечами, но нету денег. И по большей части я унывал из-за этого. Хотя в самом лесу приоритет был один - выжить.


    От автора

    После того, как группа прибыла в Хабаровск, Пашу осмотрели врачи: серьезных заболеваний не обнаружили. Андрей не смог продолжить учебу и ушел в армию. Причины случившегося и кто на самом деле виноват- пока неизвестно. Сейчас в этой истории разбираются сотрудники полиции.


    Вернуться к списку историй

    Смотрите также