Хочу учиться
«Миссия нашей организации – помогать семьям, принявшим на воспитание ребенка-сироту, – рассказывает Елена Рогожкина, руководитель АНО "Центр комплексной поддержки населения". – Мы хотим, чтобы родители, взявшие на себя такую ответственность, знали, что не останутся один на один с трудностями».
В феврале этого года организация запустила проект «Хочу учиться». Его цель – создать для детей-сирот комфортную среду в образовательных учреждениях, помочь специалистам и родителям лучше разбираться в поведении детей. По словам участников, уже удалось добиться результата: специалисты и приемные родители отмечают положительную динамику в поведении детей, сами мамы и папы рассказывают, что благодаря участию в проекте, изменилось их личное общение и отношения внутри семьи.
«И специалисты, и родители – все мы вышли немного измененными, хочется не искать, кто виноват, и кто что должен делать, а вместе помогать ребятам. Мы настроены на труд, на достаточно нелегкий труд, но мы идем с позитивом, в этом уже состоит наша маленькая победа» – говорит участница проекта и мама приемного ребенка Светлана Ершова. – Мы хотим, чтобы такие дети спокойно адаптировались в современном обществе. Учились, дружили, развивались так же, как и кровные дети.
По данным «Центра комплексной поддержки населения», в Хабаровском крае за последний год насчитывается 6553 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 5410 воспитываются в замещающих семьях и 121 приемный ребёнок возвращён в учреждение. Чаще всего, возвраты случаются по двум причинам: нерассчитанное количество сил приёмных родителей, а также отсутствие помощи и нужной информации. По словам специалистов, дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях и проживавшие в государственных учреждениях, не имеют доверия к окружающим. Негативный опыт продолжает влиять на жизнь ребят и в новой семье, и в школе.
Порой не только приемные родители, но и педагоги не знают, что с этим делать. Нередко вместо того, чтобы помочь ребенку справиться со страхами и начать учиться, пытаются «приструнить» его. От этого поведение ребенка ухудшается еще больше: он убегает с уроков или из дома. Дети теряют интерес к учебе, ситуация сказывается на внутрисемейных отношениях и провоцирует возвраты детей в систему государственных учреждений.
«Наш проект разработан для решения проблемы, с которой столкнулись многие семьи. Это сложность вобучении приемных детей и вытеснение детей-сирот из образовательного пространства. Когда школа «настоятельно рекомендует» забрать документы, перевести приемного ребенка в другое учебное заведение или на домашнее обучение. Родителям не предлагают помощь, а требуют «исправить» своих детей. Эти бесконечные конфликты по поводу двоек в дневнике, невыученных уроков приводят к эмоциональному выгоранию приемных родителей, кризисов в семье, мыслям детей «не любят», «вернут», «я плохой/дурной». Именно поэтому мы приняли решение, объединить усилия специалистов и родителей», – рассказывает руководитель проекта Елена Рогожкина.
Эксперты утверждают: проблема непоседливости кроется в психоэмоциональных особенностях детей, потому как у каждого приемного ребенка есть травма утраты кровной семьи, а у многих и опыт проживания в учреждениях для сирот.
«Родители подростков отмечают, что испытывают значительные проблемы, связанные с обучением ребенка в школе. И это неудивительно, согласно результатам исследования, проведенного общероссийскими некоммерческими организациями, лишь в 16% случаев приемные дети справляются со школьной программой самостоятельно, всем остальным необходима помощь. Но учет психологических особенностей освоения образовательных программ учащимися из числа детей-сирот, знание основных педагогических приемов, способствующих успешному обучению приемных детей позволяют достичь высоких результатов. И главным условием благополучия такого ребенка, является партнерство педагогов и родителей», – пояснила Елена.
Автор: Анастасия Рудоман
Фотограф: Диана Кульчицкая