«Кино без барьеров» - «Аридонс» во Владивостоке
Вера Николаевна Переверзева, директор некоммерческой организации «Аридонс», попросила меня взглянуть на их работу со стороны. «Аридонс» занимается поддержкой слабослышащих и глухих. С 26 по 29 октября её команда провела два благотворительных кинопоказа и уроки добра для школьников младшей, средней и старшей школы.
Вместе с ними я отправился во Владивосток, чтобы на три дня стать человеком со стороны, который, по просьбе Веры Николаевны, будет честен и объективен.
И в этом вся проблема. В хорошем журналистском материале обязан быть конфликт, неоднозначная деталь, через которую выходит захватывающая история, живой рассказ о человеке, или все вместе. Нужные элементы для истории есть, но не в поездке или кинопоказах, а внутри «Аридонса», команды и самой Вере Николаевне.
Поэтому первая часть моего и вашего знакомства с «Аридонсом» начнётся с отчёта о поездке. Он будет простым материалом для растопки интереса и аппетита. Потому что перед чем-то большим должен лежать маленький, но острый крючок.
***
Кино без барьеров - это основной и, по моему мнению, действенный инструмент для знакомства обывателей с миром инвалидов и тех, кто рядом с ними. Кино воспринимается проще лекции о проблемах людей с ограниченными возможностями; сильнее давит на эмоции; местами шокирует или, наоборот, успокаивает. «Аридонс» докручивает этот подход и результат в три приема.
После каждой короткометражки со зрителями обсуждают кинокартины.
Перед показом и после по локации бродят ростовые куклы зайца и кота, с которыми можно обняться и успокоить болевые точки, на которые наступали искусством.
Напротив зрительного зала стоит волонтёр и предлагает зрителям сыграть в викторину. За показанные жестами слова или фразу участник получит пластиковую карточку с жестовым алфавитом. Людям это интересно, им хочется прикасаться к другой реальности и, следовательно, понимать ее. Или стараться понять.
Во Владивостоке прошло два кинопоказа. В кинотеатре Океан и в лагере Океан.
Встреча в кинозале вышла камерной и для своих. Показывали российские и зарубежные картины. Интересно, что если история снята соотечественниками, скорее всего зрителя продавят через проблемы, борьбу, боль, отчаянную настойчивость и, возможно, победу в конце. Но победу не окончательную. Это будет перевалочный пункт. Минута отдыха перед очередными препятствиями и находящейся рядом безысходностью.
Западное кино показывает, что есть после изматывающей борьбы. Самореализация, осознание своей полноценности, стремление жить. А ещё много улыбающихся лиц. Два разных мира, к второму из которых, я уверен, стремится «Аридонс».
Кинопоказ в кинотеатре прошел не так хорошо, как ожидалось. Вместо обсуждения пустили серию социальных роликов и рекламы по 30 секунд. Большая часть из них не сопровождалась субтитрами, из-за чего смотреть и понимать их могли только зрители без нарушений слуха. Затянутый хронометраж мгновенно гасит все возникшие эмоции и мысли, начинает зудеть раздражение и возникает ощущение, будто тебе пытаются что-то втереть. В итоге, люди пришли, посмотрели и ушли, оставшись при своем несказанном. Сама Вера Николаевна устало вздыхает и объясняет мне, что программу составляли не они, и эти ролики – чужая идея.
На второй показ вся команда «Аридонса» поехала в «Океан». Я считаю детей трудной аудиторией: они мгновенно загораются «правильным настроением», их крепко хватает эмоция, но все верные мысли чаще всего живут также долго, как и впечатления. До выхода из кинозала. С детьми нужно говорить.
И «Аридонс» говорил. Конец каждой короткометражки подхватывал Руслан, один из членов команды, задавал в аудиторию нужные вопросы: о чем; что вы чувствовали; уместна ли жалость и так далее. Дети закрепляли быстро выходящие эмоции и больше понимали, зачем их сюда привели; зачем рассадили по залу; зачем рассказывают о людях с инвалидностью. В такой работе я вижу толк и необходимость.
От автора
Поездка завершилась, но остались стоящие за ней люди. И о них «Гражданские Медиа» расскажут в следующей части. О Владе, студенте-медике; Диане, клиническом психологе; Руслане, бизнес-тренере, и Вере Николаевне, директоре «Аридонса».