Журнал
Гражданские медиа. Первое Дальневосточное социальное СМИ
Первое Дальневосточное социальное СМИ

Край особых перпектив

Автор: Иван Кирилов
19.11.2018
АНО "Реальная помощь" провели встречи с родителями, законными представителями молодых людей с РАС и ТМНР.  В ходе исследования положения данных семей на предмет: состояния на текущий момент, актуализации проблем, особенностей проблем, пути решения проблем, было установлено, что все охваченные семьи - 100% находятся в состоянии средней и глубокой депрессии, чувствуют понижение своего социального статуса в связи с отсутствием для их детей доступной и сопровождаемой занятости. Для родителей была дана информация о лучших достижения отечественного и зарубежного опыта по оказанию специализированной помощи людям с РАС и ТМНР и их семьям. Посредством анализа на предмет имеющихся трудовых навыков и умений у лиц с РАС и ТМНР были выявлены приоритетные направления по организации сопровождаемой трудовой занятости. Таким образом, было выявлены и согласованы направления: 

- Учебная мастерская «Смогу жить сам» (обучение навыкам самостоятельного проживания, навыкам ухода за домом и территорией);
 - Творческая арт-терапевтическая мастерская «Я-художник! Я-творец!» (обучение изобразительной деятельности, навыкам лепки, бумагопластики, и др.); 
- Учебная мастерская «Полиграфия» (обучение изготовлению печатной продукции);
 - Учебная мастерская «Сувениры» (обучение изготовлению сувениров);
 - Учебная мастерская «Росточек надежды» (обучение навыкам растениеводства); 
- Учебная швейная мастерская «Игрушки от Кирюшки» (обучения навыкам шитья). 

В результате проведенных встреч все родители выразили поддержку нашему проекту, готовность участия в качестве волонтеров в создании мастерских и оказания посильной материальной, финансовой и имущественной помощи. 

Была сформирована команда единомышленников по реализации проекта: провести выступления и презентации. В целях формирования команды единомышленников по реализации проекта на всех возможных площадках проведены выступления и презентации проекта «Край особых перспектив» на заседании методического объединения узких специалистов КГКОУ ШИ №5, на совещании руководителей КГКОУ ШИ №5, на вебинаре для специалистов образовательных учреждений края «Особые образовательные потребности детей с РАС и необходимость учета их в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных организаций», в работе IХ международной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение лиц с РАС и ТМНР». 05-06.12.2017г., г. Тюмень, на заседании Координационного совета по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства при Правительстве края, на межрегиональной научно-практической конференции «Построение системы сопровождения лиц с расстройствами аутистического спектра и тяже-лыми множественными нарушениями развития: проблемы и перспективы», 23 марта 2018 года г. Хабаровск.

Было разработано научно-экономическое обоснование "Учебная модель «Трудовые мастерские сопровождаемой занятости для лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития Хабаровского края». За отчетный период разработан пакет документов: НЭО включает в себя: положение, структура и основные направления деятельности, кадровый состав, программы обучения, медицинские показания и противопоказания. В ходе реализации данного проекта обоснование будет претерпевать изменения и корректировки. 

Определили вопросы кадровой оснащенности модели. Сформирована административно-управленческая команда -3 ставки, привлечены специалисты коррекционно-развивающего профиля: научный руководитель - 1 ставка, дефектолог – 1 ставка, мастер по труду – 5 ставок, администратор веб-сайта. 

 Провели индивидуальные и групповые занятия с молодыми людьми с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития. Осуществляется комплексный подход к работе с клиентами, основанный на уважении человеческого достоинства личности каждого клиента и обеспечивающий благоприятное воздействие на развитие их личности и максимально возможное включение ребят с РАС и ТМНР в активную жизнь общества. У 100 % охваченных регулярными занятиями подростков и молодых людей с РАС и ТМНР наблюдается положительная динамика в развитии познавательной и эмоционально-волевой сфер. У разных детей в разной степени. 

Учебно-методическое пособие посвящено некоторым аспектам организации сопровождения постшкольного периода в жизнеустройстве взрослеющего инвалида с ТМНР в условиях Хабаровского края, а именно – реализации деятельности по обучению навыкам самостоятельного проживания, формированию начальных трудовых навыков и обеспечения сопровождаемой дневной (в том числе трудовой) занятости. 

Каждая из частей пособия представляет одну из сторон обеспечения жизненного маршрута представителей целевой группы: 
- часть 1 раскрывает работу по обучению навыкам самостоятельного проживания подростков и молодых людей с ТМНР в условиях городской квартиры (проект «Смогу жить сам!»); 
- часть 2 представляет опыт формирования у участников проекта навыков начальной трудовой подготовки, реализуемый в новых условиях – в частном домовладении (проект «Дом незаурядных мастеров»); 
- часть 3 характеризует деятельность по обеспечению сопровождаемой занятости в специально созданных трудовых мастерских (проект «Город особых мастеров»). 
- часть 4, в которой представлено видение жизнеустройства лиц с ТМНР, элементами модели выступают: - основные сферы жизни человека с ТМНР; 
- совокупность программ трудовых мастерских, которые реализуются в пространстве основных жизненных сфер и в комплексе решают задачи подготовки молодого человека с ТМНР к будущей жизни: сопровождаемому самостоятельному проживанию и сопровождаемой (в том числе трудовой) занятости; - команда специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое и социально-психологическое сопровождение учебного процесса в рамках трудовых мастерских; - материальные ресурсы, позволяющие осуществлять деятельность. 

В пособии наглядно показана технология создания каскада проектов, решающих одну проблему с разных сторон. Унификация представления материала позволяет увидеть инвариантную и вариативную части деятельности, проводимой сотрудниками РРЦ РАС ТМНР и партнерами, подчеркнуть степень значимости каждого из мероприятий, включенного в ту или иную программу. Важно подчеркнуть, что разработанная и реализуемая модель может быть воспроизведена в любом населенном пункте Хабаровского края и регионов, сходных с ним по условиям проживания. За отчетный период и в ходе разработки пособия за счет средств гранта была проведена обменная поездка в г. Санкт-Петербург. 23 и 24 мая 2018г. , руководитель Евтеева Н.В. и Лепортова Е.Н. (доброволец проекта) приняли участие в работе семинаре по организации сопровождаемого проживания и занятости людей с ментальной инвалидностью. В нем приняли участие руководители и специалисты некоммерческих организаций и государственных учреждений из разных регионов России. 

В соответствии с утвержденным НЭО в указанные сроки за отчетный период осуществляется сопровождаемая трудовая занятость подростков и молодых людей с РАС и ТМНР. Работа планируется и осуществляется с учетом индивидуальных потребностей ребят на основе индивидуальных программ сопровождения, разрабатываемых специалистами проекта. Осуществляется комплексный подход к работе с клиентами, основанный на уважении человеческого достоинства личности каждого клиента и обеспечивающий благоприятное воздействие на развитие их личности и максимально возможное включение ребят с РАС и ТМНР в активную жизнь общества. В работе широко используются разработанные и изготовленные сотрудниками специальные формы коммуникации и взаимодействия с неговорящими ребятами. 

 Достижение поставленных целей осуществлялось специалистами в учебных мастерских по сопровождаемой трудовой занятости:
 - Учебная мастерская «Смогу жить сам» (обучение навыкам самостоятельного проживания, навыкам ухода за домом и территорией); 
- Творческая арт-терапевтическая мастерская «Я-художник! Я-творец!» (обучение изобразительной деятельности, навыкам лепки, бумагопластики, и др.); 
- Учебная мастерская «Полиграфия» (обучение изготовлению печатной продукции); 
- Учебная мастерская «Сувениры» (обучение изготовлению сувениров); - Учебная мастерская «Росточек надежды» (обучение навыкам растениеводства);
 - Учебная швейная мастерская «Игрушки от Кирюшки» (обучения навыкам шитья). 

Таким образом на втором этапе социально значимого проекта «Край особых перспектив» в рамках программы обучения подростков и молодежи с РАС и ТМНР начальным трудовым навыкам «Город особых мастеров» можно увидеть, что у 100% ребят есть устойчивая положительная динамика в формировании трудовых навыков по направлениям программы, так же наблюдается повышение уровня психофизического развития подростка.



Вернуться к списку спецпроектов