Журнал
Гражданские медиа. Первое Дальневосточное социальное СМИ
Первое Дальневосточное социальное СМИ
22.11.2022

    В августе 2016 года правительство РФ утвердило концепцию развития ранней помощи. Однако, что это за помощь, кому она нужна и как работает — понимают далеко не все. 

    «Гражданские медиа» обсудили вопросы, связанные с развитием ранней помощи, со специалистами центра «Особенное детство». Как обстоят дела с ранней помощью сейчас и куда можно обратиться в случае необходимости — рассказываем в нашем материале-инструкции.  

    Что такое ранняя помощь

    Ранняя помощь — это помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет. Зачастую помощь оказывается тем семьям, в которых воспитываются дети с двигательными, ментальными и психоэмоциональными нарушениями. Именно с такими семьями работает центр «Особенное детство». При этом специалисты взаимодействуют не только с ребенком, но и со всей семьей. Задача центра — помочь семье увидеть возможности своего ребенка, изменить его среду, облегчить общение с ним.


    Специалисты объясняют: чем раньше обнаружится нарушение в развитии ребенка и чем раньше начнется работа, тем успешнее будет ребенок в будущем. Главное — не пропустить это время, если же период развития упущен, то наверстать его будет сложнее. 

    — Особый плюс нашего центра в том, что у нас междисциплинарная команда. Мы друг друга взаимозаменяем. Например, физический терапевт показывает нам, как нужно делать, и мы делаем вместе с ним. У нас на одном занятии могут работать сразу два специалиста. Физический терапевт будет удерживать позу ребенка, а психолог в это время развивает когнитивную [прим. ГМ: к ней относятся все психические процесс] сферу. Тогда ребенок будет получать необходимую информацию в правильной позе. Два специалиста работают, а родители в это время не просто присутствуют, а принимают активное участие. Мы показываем, родители смотрят. Потом родитель заменяет физического терапевта, а мы смотрим, подсказываем. Очень большой упор идет на семью, чтобы они могли повторять упражнения сами дома, — объясняет педагог-психолог центра «Особенное детство» Валентина Федоркина. 


    Как понять, что ребёнку нужна помощь 

    Чаще всего родителям сообщают в поликлинике: «у вас угроза ДЦП» или «ребенок до сих пор не сидит, хотя в его возрасте дети уже должны сидеть, значит, ребенок развивается не в соответствии с календарным развитием». Если родителей беспокоит какой-либо вопрос, они могут обратиться в центр ранней помощи, где им проведут специальную диагностику, разработанную институтом раннего вмешательства. Диагностика позволяет оценить возможности ребенка по всем областям развития: развитие речи, физическое развитие, мелкая моторика, социальное развитие.

    Что нужно делать, если ребёнку необходима ранняя помощь

    В первую очередь, уверяют специалисты, по возможности нужно обратиться в центр ранней помощи. Там предложат заполнить диагностический опросник, который поможет комплексно оценить ситуацию. Опросник делится на KID, от нуля до полутора лет, и RSDI, от полутора до трех лет. В KID — 252 вопроса, в RSDI — 216. Вопросы задаются из разных областей, один и тот же вопрос может задаваться по-разному. Готовые ответы специалисты центра вносят в программу, которая выдает результат по всем областям: что ребенок уже делает для своего возраста, а что нет. Также программа показывает, чему в первую очередь ребенку нужно научиться. Это помогает специалистам уже к первому приёму семьи составить примерное представление о нарушении развития ребёнка.

    — Важно понимать, что просто заполнение теста даст мало. Тем более бывает, что родители неправильно оценивают ребенка. Например, мама говорит ребенку: «Дай игрушку» и непроизвольно показывает жестом. А если сказать только речью, без жестов, то ребенок не понимает. Родители могут такие моменты не подметить, — рассказывает Валентина Федоркина. 

    На первичном приеме принимается решение: нуждается ли ребенок в ранней помощи. Назначается ведущий специалист, который проводит более глубокую оценку и вместе с родителями составляет программу ранней помощи.

    Как проходят занятия

    Это не обычное занятие, где ребенок садится за парту или на стул. Занятие проводится в естественной среде, например, оно может начаться прямо на улице.

    — Если у нас цель научить ребенка здороваться, то мы будем это делать всегда: когда мы заходим, когда выходим, видим постороннего, пробежала кошка — со всеми поздоровались. Я могу заранее приготовить мишку, чтобы мы и с ним поздоровались. Зайдем, а ребенок к мишке поворачивается спиной — значит, не хочет здороваться. Ищем другого. 


    — Бывает, попрошу начертить карандашом, чтобы формировался захват предмета. А тут ребенок не хочет чертить именно этим карандашом, ищем другой. Очень важно создать ребенку ситуацию успеха, чтобы он смог выполнить эту задачу, — комментирует педагог-психолог.

    В центре «Особенное детство специалисты занимаются с ребенком два раза в неделю. В среднем занятие длится 45 минут, но многое зависит от физического здоровья ребенка. Некоторые дети очень быстро утомляются, поэтому вид деятельности на протяжении всего занятия меняется. В конце занятия проводятся рекомендации и разговоры с родителями.


    В центре «Особенное детство» есть такая форма занятий, как домашнее визитирование. Специалисты центра приходят к семье и помогают приспособить домашнюю среду под ребенка и родителей, облегчить процессы кормления. Один из главных принципов центра — принцип функциональности.

    — Мы развиваем не академические навыки, а именно функциональные. Мы проводим занятия в такой форме, чтобы мама могла повторить это дома. Для того, чтобы ребенок пошел в инклюзивный детский сад, ему нужно самому кушать, одеваться, подобрать себе носочки по цвету. Конечно, в инклюзивном садике больше уделяют внимания, но наша цель, чтобы эти дети не были оторваны от мира, а были в обществе и выросли успешными и счастливыми. Мы занимаемся улучшением функционирования ребенка, включением в среду сверстников и улучшением коммуникации с родителями, — объясняет Лариса Дубовицкая, учитель дефектолог и специалист по детской коммуникации. 

    Специалисты ранней помощи

    Психолог

    Психолог ранней помощи нужен для взаимосвязи родителей и ребенка. Он рассматривает привязанность мамы к ребенку, эмоциональную отзывчивость ребенка. В первую очередь, психолог помогает родителям принять ребенка.

    — Есть такая проблема, когда ждешь красивую умную девочку, которая будет заниматься бальными танцами, а рождается совсем другой ребенок. В такие моменты наступает трагедия, кризис, и мы помогаем родителям полюбить ребенка таким, какой он есть, и жить с ним. И жить не в своей квартире, а выходить, общаться с другими и гордиться успехами своего ребенка. 

    Специалист по ранней коммуникации

    Это логопед, имеющий квалификацию по ранней детской коммуникации. До трех лет у ребенка может отсутствовать речь, и специалист работает над тем, чтобы наладить коммуникацию ребенка с родителями или сверстниками другими способами.

    Физический терапевт

    Это медицинский специалист, который занимается позиционированием ребенка. Как правильно придать позу, как его правильно положить, как взять, чтобы было удобно и ребенку и родителю. Также он занимается оценкой здоровья ребенка, оценкой кормления, оценкой его физиологических особенностей. 

    Педиатр развития

    Это врач, который следит за состоянием ребёнка во время приёма или консультации. Чаще всего дети с нарушениями принимают препараты, и это может сказаться на физической программе: тормозить, мешать. Тогда педиатр может порекомендовать обратиться к врачам, прописывающим лечение, пересмотреть программу лечения. Это еще один плюс ранней помощи: специалисты наблюдают ребенка регулярно и могут видеть прогресс или регресс сразу.

    Эрготерапевт

    Такая специальность сейчас не на слуху. Эрготерапевт занимается приспособлением оборудования ребенка для лучшей адаптации. Например, ребёнку нужны специальные валики. Эрготерапевт помогает родителям дома, из подручных средств сделать их, выбирает материал. Он подбирает определенную среду дома, чтобы ребенок мог передвигаться, что-то доставать, брать, играть.

    В чем проявляется результат работы и сколько нужно времени

    Здесь все зависит от нарушения, говорят специалисты. У каждого ребенка свой темп развития: кто-то может за три месяца освоить все задачи и перейти в программу сопровождения, когда ребенок посещает центр раз в месяц. Но чаще всего у всех детей за лето, то есть за три месяца, происходит скачок в развитии.

    Специалисты центра «Особенное детство» идут, в первую очередь, от запроса родителей и возможностей ребенка. Оценив умения ребенка, специалисты видят ближайшую зону развития и ставят задачи. Через три месяца они анализируют программу помощи, снова делают диагностику и составляют новую программу на следующие три месяца. Таким образом, каждые три месяца пересматривается программа помощи. Если за это время не все задачи удалось выполнить, то специалисты меняют программу и задачи, чтобы можно было достичь тот же результат.


    При этом педагоги предупреждают: «Мы не можем утверждать, что через два месяца у вас ребенок заговорит или пойдет. Он может заговорить через месяц, через два года, а может и вообще не заговорить. Поэтому все идет в силу развития и, смотря, как работают сами родители».

    Автор: Антон Тихий
    Фотограф: Светлана Федулова



    перейти в Неновости