Журнал
Гражданские медиа. Первое Дальневосточное социальное СМИ
Первое Дальневосточное социальное СМИ
11.12.2019

Плейбек-театр – это не театр в классическом понимании. Здесь нет привычных костюмов, декораций, заученных реплик. Перформанс строится на диалоге зрителей и актёров: одни рассказывают свои личные истории, другие воспроизводят их на сцене. Зритель в таком театре буквально становится героем спектакля и может посмотреть на себя со стороны.

Создатели плейбек-театра «Рыжий Че» в Хабаровске рассказали «Гражданским медиа», как устроен театр, и что он даёт зрителям.

«Прежде всего, плейбек – это воспроизведение. Я [актёр] возвращаю тебе [зрителю] твою историю, – рассказывает Наталья Пальчуковская, создатель плейбек-театра «Рыжий Че». – Зритель делится историей, а четыре актера на сцене ее показывают. Благодаря этому зритель может посмотреть на себя со стороны, получить инсайт, разрешить свои внутренние противоречия. Плейбек – это театр импровизации и спонтанности».

Студию плейбек-театра Наталья Пальчуковская открыла 3 года назад. Уже тогда такой формат театра для Хабаровска был не новым – работало несколько городских плейбек-студий. Сама создательница своё знакомство с плейбеком начала задолго до открытия собственного проекта.

«Я с детства мечтала стать актрисой. Однажды увидела пост в Фейсбуке, в котором всех желающих приглашали заниматься плейбек-театром. Слово «плейбек» я сразу вычеркнула, потому что не знала, что это такое. Просто пришла и осталась. Теперь я ярый фанат плейбека. Моя мечта начала исполняться только в 47 лет», – рассказывает Наталья Пальчуковская.

1-7713.jpg

Чтобы стать актером плейбека необязательно иметь профильное образование. Участники театра – это и психологи, и мамы в декрете, и студенты. В основном те, кто однажды уже побывал на спектакле в качестве зрителя.

Олеся Глебова, плейбекер студии, несколько лет изучала формат, прежде чем стать актёром. Театром она заинтересовалась, когда увидела, как рассказанная ею история ожила на сцене. Актриса объясняет, что плейбек её привлекает своей близостью с психологией. «Я сама занимаюсь психологией. Когда проживаешь состояние, которое тебя беспокоит, важно посмотреть на себя и на ситуацию со стороны. После просмотра меняется восприятие. Проигрывая зрительские истории, я изучаю свой внутренний мир».

В спектаклях Олеся Глебова также отвечает за музыкальное сопровождение – важную часть представления. «Я, как и актеры, импровизирую. Музыку подбираю под каждую историю, в зависимости от ее настроения. Если история грустная, то и мелодия будет спокойная…».

1-7719.jpg

Плейбек – это чистая импровизация, во время спектакля актеры меняются, но времени обсуждать услышанную историю у них нет, сам формат театра этого не предполагает. Актеры прислушиваются к своему телу, эмоциями, чувствам, своей реакции на услышанное и воспроизводят ситуацию мгновенно. Всё внимание зрителя приковано к движениям актеров и их редким высказываниям. Декорации, костюмы и подручные средства в плейбек-театре не используют. Актеры обычно надевают одежду черного цвета.

1-8313.jpg

1-8084.jpg

Каждый спектакль в плейбек-театре посвящён определённой теме, вокруг которой вращаются истории. Например, в недавней постановке «На троих» актёры вместе со зрителями рассуждали о женских стремлениях, любви, силе желания, человеческой памяти и важности воспоминаний.

Темы спектаклей в театре разные: от философских до самых житейских. Такие же разные истории, которые рассказывают зрители. «Люди вспоминают, как в детстве ели вкусную вишню, или каким добрым у них был дедушка. Истории, чаще всего, добрые, позитивные, которые заставляют смеяться», – рассказывает Алёна Паевщик, плейбекер студии.

Нередко истории, воспроизведенные во время спектакля, связаны с болезнями и душевными переживаниями человека. Алёна Паевщик вспоминает историю, которой поделился мужчина, лечившийся в онкоцентре. «Он рассказывал, как плыл на лодке и чувствовал свободу, а сейчас, находясь в онкоцентре, этой свободы у него уже нет. Плейбек – это про искренность, глубину, чувства. Здесь происходит глубокая личная трансформация. С помощью плейбека, я лучше понимаю свои чувства и других людей».

1-8121.jpg

«Я чувствую кайф, когда делюсь своими историями, я их отпускаю. Возвращаться хочется за эмоциями. Я меняюсь внутри через театр, через зрителей и их истории», – рассказывает Наталья Коновалова, зритель плейбек-театра.

По словам участников студии-плейбека, формат театра вызывает интерес постепенно завоёвывает внимание зрителей.

Следующий спектакль «Делаю, что хочу? Что хочу, то и делаю?» состоится 15 декабря в 17:00. Подробная информация в аккаунте Инстаграм студии-плейбека.

Автор: Алёна Мысловская
Фотограф: Светлана Федулова


перейти в Неновости