Журнал
Гражданские медиа. Первое Дальневосточное социальное СМИ
Первое Дальневосточное социальное СМИ
04.03.2019

Статистика

По данным министерства образования и науки, более 11 тысяч детей с ОВЗ [прим. ГМ: с ограниченными возможностями здоровья] обучается в Хабаровском крае, это почти на три тысячи больше, чем в Приморском.  В 20 учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, учатся более трех тысяч ребят, из них: 71 % с умственной отсталостью, 14 % с задержкой психического развития, 15 % с другими нарушениями развития.

Умственная отсталость у детей может проявляться по-разному: в речи, моторных навыках, социальном функционировании и др. На развитие ребенка влияют как генетика, так и внешняя среда: различные травмы и заболевания, а также социум, в котором растет ребенок.

Как дети с отклонениями в развитии могут себя реализовать?

Для детей, которым поставили диагноз умственная отсталость, доступны такие профессии как: швея, слесарь, столяр, штукатур, агроном и некоторые другие. Но перечень очень мал.

Одна из популярных специальностей, на которую дети с удовольствием идут учиться после школы – повар.  Но закончив обучение они не будут работать по специальности, и на это есть причины. Основная – нежелание работодателей принимать на должность повара людей с особенностями развития, чаще их берут только помощниками.

Дети, получающие профессию повар, не трудоустраиваются по профессии 90%, они обучаются, но не трудоустраиваются, – рассказывает директор «Школы-интернат №4» Елена Воронкина. Когда начала выяснять, почему выяснила, что не привлекателен труд. Потому что именно на повара конкретно их не берут. И работодатель не всегда может взять ребенка с умственной отсталостью, имеющего профессию повара. И сами дети, даже если трудоустраиваются, то не желают трудиться, потому что они сразу хотят быть шеф-поваром и иметь признание. И никто из них не проговаривает про уровень заработной платы, для них это вторично, для них привлекательность самого рабочего места важна.

Сотрудники «Школы-интернат №4» провели опрос среди своих бывших воспитанников и узнали, что для них гораздо привлекательнее работа бариста и официанта. Работодатели готовы взять на работу людей с отклонениями в развитии, если они будут владеть необходимыми компетенциями.

DSCF5722.jpg

Образовательное пространство «Кафешка»

Чтобы дети могли приобрести навыки, которые им будут нужны при работе в кафе, в «Школе-интернат №4» был создан проект «Кафешка». Это образовательное пространство, которое должно помочь детям с умственной отсталостью приобрести практический опыт и знания, связанные с работой в кафе. Проект был организован по инициативе педагогического коллектива и создавался собственными силами детей и сотрудников.

Реализация проекта проходит в три этапа. Первый этап – подготовительный. Дети совместно с работниками Дальневосточного театра моды Анны Карпусь разрабатывали дизайн кафе, вместе с преподавателями красили помещение, делали мебель (барную стойку, столы и стулья), шили салфетки.

Для методологической поддержки проекта была разработана дополнительная общеобразовательная развивающая программа «Кафешка», – говорит ведущая мероприятия Марина. – С педагогами проводились консультации и беседы. Методическое объединение учителей-логопедов разработала и включила в содержание коррекционных типов занятий лексические темы, содержащие информацию о кафе. Педагоги, психологи определили тематику занятий, составили план работы по формированию soft-компетенций официантов и бариста у обучающихся. Участники проекта организовали подбор книг, игр, интересных статей о работе кафе, выставку «Книжка малышка». На воспитательном часе дети учились складывать салфетки, сервировать стол.

Второй этап – функционирование образовательного пространства, обучение детей работе бариста и официанта. Третий этап – реализация Арт-проекта «Место встречи».

Официальное открытие образовательного пространства «Кафешка» состоялось 28 февраля в «Школе-интернат №4». Дети показали шоу-программу, угостили гостей кофе, который приготовили сами, а также подарили памятные подарки.

DSCF5693.jpg

Опыт предшественников. Вяземская «Агрошкола»

В Вяземском на базе «Школы-интернат №12» уже пять лет функционирует проект «Агрошкола». Проект был создан для того, чтобы помочь детям с особенностями в развитии получить необходимые навыки в сельскохозяйственной сфере.

После обучения они смогут работать животноводами и рабочими «зеленого хозяйства». Почему были выбраны именно эти две профессии, объяснил директор «Школы-интернат №12» Лопатин Максим:

Мы посмотрели на экономику нашего муниципального образования Вяземского района и, конечно же, обратили внимание, что у нас здесь поблизости расположены и район имени Лазо, тоже он аграрный и Бикинский район. Поэтому выбор профессии был предопределен экономикой трех близлежащих районов аграрных в нашем Хабаровском крае. И в 2014 году мы набрали первый выпуск по профессии животновод. И хочу сказать, что два года профессионального обучения по профессии животновод не прошли безрезультатно, все выпускники получили гарантийные письма на трудоустройство, когда проходили производственную практику на предприятиях нашего района. И, конечно же, по итогам выпуска мы их трудоустроили на предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства.

Детям уже с первого класса преподаются азы сельскохозяйственных ремесел.  Также для них проводятся специальные курсы: «Юный животновод».

С первого по девятый класс дети привыкают, им нравится, и, конечно же, они потом с удовольствием выбирают наше профессиональное обучение по профессии животновод, – рассказывает Лопатин Максим. – И самое главное, что мы наших ребятишек после получения профессии еще сопровождаем порядка двух лет. То есть помогаем им в трудоустройстве, смотрим за ними, помогаем отстаивать интересы на производстве перед руководством, если вдруг возникают у ребенка какие-то проблемы.

Подобные проекты реализуются также в «Школе-интернат № 10» Бикинского района и в «Школе-интернат № 3» города Комсомольска-на-Амуре. В каждой школе своя программа и специфика подготовки детей. Все они имеют одну цель: социализация и профориентация детей с отклонениями в развитии.

DSCF5718.jpg

Автор: Елена Лункина

Фотограф: Алина Сахневич


перейти в Неновости