Журнал
Гражданские медиа. Первое Дальневосточное социальное СМИ
Первое Дальневосточное социальное СМИ
06.03.2019

Иппотерапия как лечебный метод  для Хабаровска не новинка. С 2002 года «Хабаровский краевой физкультурно-спортивный клуб инвалидов» проводит занятия по верховой езде для детей с ограниченными возможностями. За это время, по словам руководителя, помощь получили около 235 детей, большинство из них имеют поражение опорно-двигательного аппарата. Главная задача, которую сейчас ставят перед собой сотрудники организации - распространить опыт иппотерапии на реабилитацию детей с ментальными нарушениями. Эту задумку уже поддержал Фонд президентских грантов - организация получила грант на воплощение проекта «Мое детство  добрый конь».

Алексей Капура, руководитель проекта, становился многократным серебряным призером летних Паралимпийских игр, признан чемпионом Европы и заслуженным мастером спорта России по плаванию среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата. Впервые об иппотерапии он услышал в Америке, затем в одной из поездок заграницу увидел, как проходят занятия с лошадьми, и решил, что подобное нужно создавать в Хабаровске.

- Сначала попробовал запустить проект в двухтысячных годах. И я его даже запустил, послал людей учиться, они съездили и, мягко говоря, меня обманули. Съездили, в Питере поучились, получили сертификаты, а здесь работать с детьми-инвалидами отказались,  рассказывает Алексей.

DSCF5319.jpg

Иппотерапия, по словам специалистов проекта, больший эффект приносит детям с тяжелыми функциональными поражениями мозга: детский церебральный паралич, расстройство аутистического спектра, задержка психического развития. Существует множество заболеваний, при которых иппотерапия помогает, но не лечит. Помогает в психофизической и социальной реабилитации и адаптации. «Массаж, медикаментозное лечение, какие-то физиотерапевтические процедуры и плюс иппотерапия - в комплексе это дает очень положительный эффект».

В истории организации есть примеры, когда, благодаря иппотерапии, человек достигал значительных изменений в своем физическом, эмоциональном и психологическом состоянии.

- У нас есть поразительные примеры успеха. Родители привезли на занятие девочку. Девочка очень приметная, красивая. Она была лежачая, в своё время ее предлагали оставить [прим. ГМ.: в детском доме], сказали: «Это овощ, она никогда не будет ходить, она ничего не сможет сделать». Да, сейчас у этой девочки есть большое отставание в умственном развитии, она не совсем внятно говорит, но она ходит сама, ее оставляют, она сама играет, сидит. Это тот человек, на которого когда-то сказали: «овощ».

Кроме этого, специалисты уверены, чем раньше ребенок начинает заниматься иппотерапией, тем сильнее будет эффект.

- Как здоровый ребенок учится ходить? Он сперва сидит, потом он ползает, потом его родители водят за ручку, он падает - встает, падает - встаёт. За год у него должен выработаться двигательный стереотип. Когда на уровне нервной системы у него выработался этот стереотип, в один момент он «хоп» и пошёл. Он не просто пошёл, была проделана ежедневная работа. А теперь ребёнок с ДЦП, который не ходит. Он не может пойти, он не выработал этот стереотип в голове. У него даже на подсознательном уровне нет представления, как управлять руками и ногами. При работе на лошади с инструктором происходит ряд манипуляций. Когда ребенок на лошади, а лошадь просто шагает, если закрыть глаза и расслабиться, возникает эффект кентавра: будто это не вы идете, что у вас не 2 ноги, а 4. У вас начинается вырабатываться в голове двигательный стереотип на ходьбу.


Во время занятий иппотерапией расслабляющий эффект достигается на эмоциональном уровне. Сидя верхом на лошади, мышцы ездока постепенно растягиваются. Дети при этом не испытывают болевых ощущений.

- Это систематически должно проходить и очень длительное время. Например, у детей с ДЦП отсутствует мышечная память, если перерыв между занятиями возникает больше 6  месяцев, то они забывают, как работают мышцы.

Самое главное в иппотерапии  лошадь. Поскольку такие занятия имеют свои особенности, лошадь должна быть подготовлена и специально обучена.

- Сперва мы приучаем лошадь к равномерной ходьбе, потом к разным пугающим факторам: к громким звукам, к движению собаки. Была ситуация, когда ребенок укусил лошадь, в такие моменты лошадь тоже не должна среагировать.


Сейчас в проекте «Мое детство  добрый конь» работают 3 инструктора. Это специалисты, которые прошли курсы по работе с детьми с инвалидностью, имеют образование в сфере физической культуры.

Организаторы запланировали провести 300 курсов реабилитации для 21 ребенка, трое из них – с расстройством аутистического спектра, еще трое – с синдромом Дауна. Занятия для одного участника проводятся 3 раза в неделю. Алексей говорит, что это тот минимум, при котором прогресс будет заметен.  

Контакты:

Адрес: г. Хабаровск, КСК «Дельфин», ул. Короленко, 31

Контактный телефон: 62-56-04

Автор: Анастасия Векшина

Фотограф: Алина Сахневич


перейти в Неновости